Плюсы и минусы найма сотрудника, который у вас уже работал
Многие российские работодатели сталкиваются с кадровым дефицитом. В этой ситуации, как говорится, все средства хороши. Например, можно нанять человека, который в компании уже когда-то работал, а потом ушел.

Согласно опросу Работы.ру, люди и сами не прочь вернуться, если им предлагают новые условия или должность, а порой — из практических соображений, таких как близость к дому или комфортный график.

Мы спросили HR-руководителей и владельцев бизнеса, стоит ли брать на работу «бумерангов» («возвращенцев»), какие риски необходимо учитывать и какие правила соблюдать, чтобы принятое решение всем принесло только пользу.
26 августа 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Как это бывает
В 2021 году один из наших ведущих дизайнеров Андрей решил покинуть компанию, чтобы попробовать себя на фрилансе. Мы предложили гибридный график, вознаграждение побольше — но он уже настроился уходить и ни на что не согласился. Спустя год, столкнувшись с реальными вызовами фриланса, Андрей захотел вернуться. Мы всегда высоко ценили его профессиональные качества, поэтому я пригласил его обратно, притом на новую, более высокую позицию. В итоге все сложилось: Андрей продолжает работать в нашем агентстве, получает больше денег, чем прежде (и чем имел на фрилансе), и его возвращение усилило нашу команду.
Максим Оганов, предприниматель и маркетолог, основатель рекламного агентства Oganov.Digital
За последние четыре года к нам вернулись семь человек, все они и сейчас трудятся в CUSTIS: кто-то на позициях выше грейдом, кто-то на смежных ролях. Поделюсь одной историей. Сотрудник проработал в компании четыре года, вырос от инженера до ведущего инженера, и тут школьные друзья организовали стартап и пригласили его к себе в качестве продакт-менеджера. Спустя несколько лет человек нацелился занять руководящую позицию в более масштабном проекте. Мы за это время выросли, пригласили его руководителем отдела — и он согласился.
Елена Спиридонова, руководитель HR-департамента IT-компании CUSTIS
У нас два года работал успешный менеджер по продажам, а затем его схантили, предложив рост дохода и новый масштаб работы. Спустя время филиал компании возглавил опытный руководитель, командированный из центрального офиса. Про таких говорят: «У него есть чему поучиться, я бы с ним поработал». Бывший сотрудник сам вышел на связь, и новый руководитель был не против, правда, выставил условие, которое сотрудник принял. А через некоторое время и вовсе стал преемником босса, успешно превзойдя в наших глазах опытного руководителя «с улицы» и других кандидатов.
Евгений Кеменев, управляющий директор «Игротрейд»
В нашей компании работал IT-рекрутер — эффективный специалист с обширными знаниями и хорошим опытом. Ее схантили, и она ушла работать в банковскую сферу, но связь с ней мы поддерживали и не раз озвучивали, что для нее есть открытый офер. Спустя время девушка действительно вернулась, причем на должность руководителя направления подбора.
Ольга Тарасова, генеральный директор ITSpace, сервисной компании по решению кадровых задач на стыке IT и HR
Плюсы найма «бумеранга»
Вы быстрее закрываете вакансию
Это как выстрел в яблочко: метко предложить позицию, рассказав о том, почему, на ваш взгляд, сотруднику будет интересно вернуться.
Такие закрытия, безусловно, быстрее по времени и дешевле с точки зрения затрат на поиск персонала.
Елена Спиридонова
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymPrTZJ
Человек приносит в компанию свой новый опыт
Поработав «на вольных хлебах», наш бывший дизайнер развил самостоятельность, приобрел углубленные знания рынка и трендов. Чтобы получать хорошие заказы, Андрею пришлось освоить работу с ИИ и существенно прокачать soft skills, особенно навыки общения с заказчиками (раньше это ему почти не требовалось). Он стал смелее предлагать новые идеи и концепции. И часто бывало так, что клиент выбирал именно его проект как наиболее привлекательный.
Максим Оганов
Сокращается срок адаптации
Сотрудник, который возвращается, уже знаком с процессами и внутренними системами компании, понимает ее задачи и ценности. Он быстрее преодолеет путь адаптации, и выход на производительность вы увидите гораздо раньше, чем у кандидатов с рынка.
Елена Спиридонова
Человек возвращается к работе со свежим взглядом на компанию
Смена работы — это своеобразный отдых от работодателя. После увольнения можно переосмыслить свое отношение к компании, сравнить ее с другими и расставить приоритеты. Возможно, даже понять, что увольнение было ошибкой. Приняв решение вернуться, сотрудник более лояльно относится к компании. Лояльность еще возрастает оттого, что компания решение о возвращении поддерживает.
Надежда Залесская, «Ресурс Групп», Москва, заместитель генерального директора по развитию бизнеса
Вы укрепляете и развиваете HR-бренд
Мы транслируем сотрудникам, что уйти из компании — это не значит поставить в неудобное положение своего руководителя или предать, и вернуться можно всегда. Кроме того, мы рады, когда люди возвращаются, и всегда рассказываем об этом на корпоративном портале. Это указывает на то, что компания стабильная и привлекательная на рынке.
Елена Спиридонова
Минусы найма «бумеранга»
Я минусов не вижу. Если решение принято не на эмоциях, а исходя из интересов бизнеса и клиентов, то все остальное — вкусовщина. Возврат сотрудника возможен всегда, за исключением случаев, когда он ушел за проступок или по причине открытого конфликта, который мешал работе и достижению результатов.
Евгений Кеменев
Классических минусов у ситуации нет, но есть риски для бизнеса и репутации (в случае неудачного возвращения).
«Бумеранг» может подать коллегам дурной пример
Главное сомнение при приеме на работу уволившегося на фриланс дизайнера было в том, не скажут ли остальные сотрудники: «А что, так можно было?» — и тоже уйдут, чтобы вернуться. Но никто из коллег до сих пор не стремится повторить опыт Андрея. Возможно, потому, что мы отлично оплачиваем их труд, даем много бонусов, у нас дружный коллектив и с нами комфортно.
Максим Оганов
«Бумеранг» может измениться и не оправдать ожиданий компании
Я опасался, что Андрей не будет вписываться в офисный режим после года на свободном графике. Но он признался, что 9−18 — самое удобное для него время. Он понял это, лишь поработав в ином, ненормированном режиме.
Максим Оганов
«Бумеранг» может не адаптироваться к изменениям в компании или к новой роли
Через пару месяцев после возвращения рекрутера в руководящей роли мы поняли, что не подходим друг другу: компания стремительно развивалась, задачи стали сложнее, требовалась полная включенность. А девушка ожидала более спокойной работы. В итоге мы расстались.
Ольга Тарасова
Существуют и другие риски:
неудовлетворенность, которая когда-то привела к уходу, возникнет снова;
человек будет работать без энтузиазма, если воспримет возвращение как шаг назад;
у сотрудника не будет желания и готовности «кому-то что-то доказывать», сворачивать горы — в отличие от новичка с горящими глазами;
компания упустит более подходящих по опыту и навыкам кандидатов.

Как всё сделать правильно

«Провожайте» так, чтобы к вам хотели вернуться
Мы не только поддержали решение коллеги о переходе в стартап на должность продакт-менеджера, но и помогали ему советами: какие ключевые компетенции необходимо развивать для новой позиции, на что обратить внимание, как лучше выстраивать коммуникации в новой компании.
Елена Спиридонова
До этапа переговоров проанализируйте причину ухода сотрудника из компании, а затем обсудите ее с ним
Убедитесь, что ситуация, из-за которой сотрудник ранее ушел, изменилась и не повторится снова. Так сказать, не наступайте на те же грабли. Если ранее уход был тяжелым по различным причинам, взвесьте риски и профит, определите, насколько такое возвращение имеет ценность для компании.
Елена Спиридонова
Кроме того, присмотритесь к мотивации «бумеранга»: не продиктовано ли желание вернуться временными обстоятельствами, например неудачей на новом месте, а то и конфликтом с новым работодателем. После анализа причин и мотивации пересмотрите условия сотрудничества так, чтобы учесть новые потребности и ожидания обеих сторон.
Предложите новую роль
Мы взяли бывшего сотрудника на новую позицию — старшего дизайнера, с расширенными полномочиями и ответственностью, так как уже знали, насколько он ценен, и хотели предложить ему дополнительную мотивацию. Оказалось, с помощью этого шага мы не просто восстановили утраченные ресурсы, но усилили команду: Андрей принес с собой опыт самостоятельного ведения проектов и общения с клиентами, и его непосредственный руководитель отметил, что работать с ним стало комфортнее.
Максим Оганов
Предупредите человека об изменениях в компании
Важно сообщить сотруднику заранее об организационных или функциональных изменениях, произошедших в компании за время его отсутствия. Это не должно стать неожиданностью при выходе на работу и демотивировать, а то и вовсе изменить отношение к компании.
Елена Спиридонова
Бросьте новый вызов
Мы взяли назад бывшего менеджера по продажам с условием, что клиентская база ему возвращена не будет, предстоит наработать ее заново, с нуля. Менеджер был опытный, уверенный в себе, отлично знающий рынок и продукт, поэтому он воспринял наше условие правильно, как профессиональный вызов, — и принял его. А затем отлично справился.
Евгений Кеменев
Подготовьте команду
Важно заранее определить новую роль человека в команде, подготовить коммуникацию с сотрудниками об изменениях, описать зоны ответственности и ожидания друг от друга. К решению нужно подходить комплексно и оценивать встройку сотрудника в работу без потерь в коммуникациях с командой и дополнительных проблем.
Елена Спиридонова
Избегайте привилегий для возвращающегося сотрудника или особого отношения к нему, чтобы не вызвать непонимание в коллективе, особенно у сотрудников, поступивших на работу после ухода «бумеранга».
Не берите назад, если сомневаетесь
Перед приемом на работу бывшего сотрудника убедитесь, что это лучший вариант. Возможно, на рынке есть другие кандидаты с более актуальными навыками. Кроме того, не стоит брать назад человека, который плохо зарекомендовал себя в работе, был конфликтным или ушел из-за какой-то сомнительной истории.
Нюансы и особенности найма «бумерангов»
Не всегда причины возвращения лежат на поверхности или озвучиваются человеком прямо, а значит, компании не всегда удается их нивелировать.
Бывший дизайнер позднее признался, что на самом деле причина его ухода была во многом связана со скукой: ему просто не хватало драйва. К счастью, этот драйв он получил у нас на новой, более ответственной должности.
Максим Оганов
Как и в большинстве управленческих вопросов, здесь не существует волшебной таблетки и универсального решения.
Я уверен, что в решении задачи «брать или не брать» к каждому сотруднику нужно подходить индивидуально. Кроме того, во главе угла должен стоять бизнес, интересы компании и ее клиентов.
Евгений Кеменев
Особое значение имеет то, куда и как человек уходил.
Андрей все сделал честь по чести: заранее предупредил об уходе, доделал все текущие проекты, принес в офис тортик. Мы расстались на дружеской ноте и продолжили неформально общаться. Ну и еще: он уходил не к конкурентам, а на свободный рынок. Поэтому мы спокойно приняли его обратно.
Максим Оганов
Наконец, вариантов возвращения бывшего сотрудника больше, чем один.
Менеджер по продажам успешно развивал регион несколько лет, пользовался уважением коллег и был победителем внутренних конкурсов. Когда открылась вакансия руководителя — перешел на эту должность, но не потянул и принял решение уйти из компании и из найма в принципе. Он начал работать на себя в другой сфере, вот только со временем там заскучал, а мы так и не нашли достойной замены на территории. В итоге позвали его на проект, и это был настоящий win-win. В штат его не зовем, но оставили дверь открытой.
Евгений Кеменев

Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.