Что делать, если в компании не хватает сотрудников
Фраза «работать некому» может звучать в двух случаях. Первый — на очередной планерке, когда руководитель компании или отдела возмущается плохой эффективностью. Второй — когда действительно некому работать: в компании нехватка сотрудников.
Разбираемся, как быть, если людей не хватает, а нанять прямо завтра десяток крутых специалистов никак не получится.
И вы не можете быстро нанять новых
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Почему не хватает сотрудников
Первое, что приходит в голову: HR-службы и рекрутеры плохо работают — или зарплаты в компании слишком низкие.
Но причины дефицита могут быть другими, например:
сотрудников ежегодно не хватает в сезон отпусков — принципу work-life balance следует всё больше людей и практически все хотят пойти в отпуск летом;
из-за сложной финансовой ситуации компания была вынуждена сократить штат;
нужных специалистов не хватает не просто в компании, но на рынке в целом (так сейчас происходит с опытными IT-специалистами);
работники массово уволились из-за конфликтов между собой или с руководством;
успешную команду сотрудников целиком переманила недавно созданная компания-конкурент;
команду временно «выкосил» вирус (как было в разгар пандемии);
клиентов или заказов внезапно стало больше, а за неделю грамотный персонал не наберешь.
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Компания не успеет заметить экономию на зарплате, корпоративных плюшках и оборудовании рабочих мест, потому что столкнется со следующими проблемами:
стресс, переработки и выгорание у сотрудников, как следствие — высокая текучесть кадров;
снижение качества работы сотрудников — из-за недовольства руководителями, усталости, объективной перегруженности и нехватки времени на выполнение задач;
увеличение количества недовольных клиентов, что со временем приведет к ухудшению репутации и бизнес-показателей.
Решение проблемы — наем и качественная адаптация новых сотрудников, но это а) долго, б) не всегда возможно.
Есть способы, которые помогут потушить пожары, снизить напряженность в коллективе и справиться с временной или сезонной нехваткой людей. Но проблему системного дефицита персонала эти меры не устранят. Ради более системного решения придется пересматривать подходы к найму, размеры зарплат или бизнес-цели компании.
Как строить работу в условиях временной нехватки людей
Придерживайтесь политики открытости
Скорее всего, ваши сотрудники знают, что в компании не хватает рабочих рук. Если вы не начнете говорить с ними о проблеме, пойдут слухи: что переработки — это навсегда, что зарплаты повышать не станут, ведь у компании нет денег, что руководство стремится с помощью экономии на зарплате улучшить отчетность компании ради продажи конкурентам.
В итоге работа совсем встанет не потому, что некому ее выполнять, а потому, что все сотрудники ищут новую.
На общем собрании или планерке признайте, что людей не хватает, подчеркните, что это временно и вы готовы компенсировать переработки (если это так). Перечислите, какие меры руководство компании примет, чтобы ситуация разрешилась как можно скорее. Спросите мнение самих сотрудников о том, как можно упростить им работу без потери результатов.
Пересмотрите объем задач и списки обязанностей
Проведите анализ потребностей компании в персонале. Для этого придется буквально составить списки задач каждого сотрудника с указанием того, сколько времени объективно требуется для решения каждой (например, опираясь на хронометраж рабочего времени или информацию от самих работников).
Определите приоритетные потребности клиентов и отталкивайтесь от этого. Например, практика работы и опросы ваших клиентов показали, что им важно персональное обслуживание — то есть возможность лично решать проблемы с менеджерами. Значит, задачи по созвонам и встречам с клиентами распределяются между сотрудниками, но подготовку отчетов и информационных дайджестов, рассылку коммерческих предложений или электронную корреспонденцию можно свести к минимуму.
Точно можно сократить:
бумажную работу (отчеты, подготовка красивых презентаций);
долгие планерки и совещания большим составом;
многоуровневые согласования;
задачи со сложными регламентами выполнения;
дублирующие задачи, которые выполняют сразу несколько человек просто потому, что так повелось.
Привлекайте тех, кто согласен взять дополнительные задачи
Пока одни сотрудники страдают от перегрузок, другие рады новым возможностям. В команде всегда найдутся два-три амбициозных человека с горящими глазами, которые готовы взять на себя интересные задачи. Причины могут быть разными: спасительный в данный момент жизни трудоголизм, любовь к своему делу, надежда на карьерный рост или просто желание получить больше денег.
Возлагая на людей дополнительные дела, предлагайте им повышение зарплаты или надбавки за совмещение. Даже если у компании экономические трудности, найти, нанять и адаптировать нового человека выйдет дороже, чем доплачивать кому-то из «своих». А прибавка в деньгах поможет людям почувствовать себя нужными, востребованными, ценными — и дольше держаться без выгораний.
Откажитесь от неприоритетных и непрофильных проектов
Отказ от того, что прямо сейчас не обеспечивает компании прибыль, сэкономит время сотрудников. Речь может идти о благотворительности, разработке новых ниш и продуктов, нерентабельных направлениях. Работников, которые заняты в неприоритетных проектах, стоит с их согласия временно переместить на те участки работы, где не хватает людей.
Если вы не готовы полностью приостанавливать работу на перспективном, но неприоритетном проекте — пересмотрите календарь. Возможно, стоит передвинуть даты, чтобы у сотрудников было больше времени на подготовку к каждому этапу.
Внедряйте технологии самообслуживания
Звучит предосудительно и противоречит принципам клиентоориентированности, но в условиях острого дефицита людей можно поэкспериментировать с самообслуживанием.
Вероятно, некоторых клиентов возмутит, что им придется самостоятельно оформлять заказы на сайте, участвовать в опросах, заполняя «Яндекс.Формы», или забирать товар со склада самовывозом, но другие оценят небольшую скидку, которую вы за это предложите.
Пересмотрите графики работы
Совет не универсальный, но в некоторых компаниях работа идет циклично: например, в определенные часы наблюдается сильный наплыв задач или клиентов или в некоторые дни сотрудники буквально слоняются по офису от безделья.
Пересмотр графика, конечно, подразумевает согласие сотрудника, но он его даст скорее, если поймет, что работу будет выполнять проще и нагрузка станет более равномерной.
Активнее используйте технологии
Автоматизируйте задачи там, где это возможно. Например:
запись клиентов на встречи с сотрудниками может вести чат-бот; совместную работу над проектами удобно организовывать в пространстве типа YouGile, Shtab или WEEEK;
шаблоны для постановки задачи сэкономят время руководителей;
сервисы для коммуникации с клиентами помогут вести общение сразу во всех мессенджерах и соцсетях из одного рабочего пространства;
данные о продажах автоматически попадают в любые отчеты с помощью грамотно настроенной CRM.
Zero-code-интеграторы типа Albato и Onlizer помогут бесшовно объединить сервисы компании — сотруднику будет достаточно один раз ввести информацию в систему и она станет доступна каждому подразделению. Если руководство не готово обращаться к внешним интеграторам, настроить процессы могут и собственные разработчики.
Сотрудничайте с фрилансерами и нанимайте стажеров
И те и другие могут вас удивить. Опытные фрилансеры делают работу в разы быстрее, пусть и требуют за нее приличные деньги. Фрилансеры средней руки освободят ваших сотрудников от рутины за совсем небольшие деньги. Стажеры, заинтересованные в трудоустройстве, способны сворачивать горы, а сотрудники вам однажды понадобятся — и процесс отбора сильно упростится. Кроме того, все три перечисленные категории быстро обучаются.
Важно прикрепить к стажерами наставника, а к фрилансерам сотрудника с функциями координатора — и сотрудники в штате вскоре вздохнут с облегчением.
Организуйте переобучение или курсы повышения квалификации
Задач в переобучении три:
1
сотрудники будут больше успевать, если приобретут или улучшат профессиональные навыки;
2
сотрудники будут больше уметь, благодаря чему их в случае необходимости получится временно перебросить на другой участок работы;
3
обучение обычно мотивирует сотрудников, так как помогает становиться лучше, самореализовываться и продвигаться по карьерной лестнице.
Работайте с мотивацией
Недостаточно объявить сотрудникам, что в ближайшие три — шесть месяцев им придется работать за себя и того парня, потому что у компании временные трудности. Придется еще сделать так, чтобы жертвы казались работникам ненапрасными. А жертвы будут! Одним придется меньше общаться с семьями, другим — забросить хобби или тренировки, у третьих под давлением стресса и нагрузок пострадает здоровье.
Повышение зарплат или надбавки за переработки — это минимум, без которого люди просто начнут увольняться, но можно подключить и нематериальные инструменты мотивации. Например:
выбирайте сотрудников месяца,
награждайте символическими или шуточными званиями,
ставьте командные и личные цели даже на короткие спринты,
чаще давайте обратную связь каждому сотруднику,
организовывайте неформальные встречи и отдых за пределами офиса.