Социальный пакет: как работодателю создать выгодные условия для сотрудников

Социальный пакет — это ключ к лояльности сотрудников и привлекательности компании для новых талантов. Если хотите, чтобы команда ощущала поддержку сверху, а бизнес оставался конкурентоспособным, стоит хорошо подумать над составом соцпакета. Разбираемся, что такое соцпакет, какие «плюшки» и бонусы для сотрудников компании он может включать и каких ошибок лучше не совершать при его формировании.
21 апреля 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Как сформировать соцпакет максимально эффективным
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что такое соцпакет и что в него обычно входит
Социальный пакет — это набор дополнительных льгот, которые работодатель предоставляет своим сотрудникам помимо зарплаты. Он может включать в себя бонусы, скидки, медицинскую страховку, оплату питания или фитнеса, помощь в обучении, например изучении английского языка, другие денежные компенсации и неденежные льготы. Крупные компании обычно предлагают своим сотрудникам более привлекательные соцпакеты с богатым выбором опций.
Оптимальный соцпакет помогает повысить уровень удовлетворенности, вовлеченности и лояльности сотрудников, а также снизить текучесть кадров и привлечь таланты. В некоторых случаях (ДМС, компенсация затрат на ипотеку) и на определенных условиях (в размере, не превышающем указанного законом процента от ФОТ) соцпакет может давать компании налоговые льготы (ст. 255 НК РФ).
Социальный пакет не бывает универсальным, подходящим для любой компании. Его обычно формируют с учетом материальных возможностей компании и адаптируют под разные потребности сотрудников. Например, молодым специалистам могут быть интересны программы для карьерного роста и обучения, в то время как более опытные сотрудники предпочтут дополнительные дни отпуска или стабильную медицинскую страховку.

Обычно состав соцпакета фиксируется в локальном нормативном акте (положении об оплате труда) или в коллективном договоре (если компания крупная или если с сотрудниками заключен коллективный договор). Социальные льготы, бонусы и преимущества, предоставляемые сотруднику, могут быть перечислены в трудовом договоре.
Удачный соцпакет подразумевает возможность выбора: когда сотрудники могут самостоятельно включить в него те льготы, которые им наиболее интересны.
Еще одной особенностью удачного соцпакета является то, что он не «высечен в мраморе»: компания регулярно пересматривает список бонусов и льгот, адаптирует к меняющимся потребностям основной части сотрудников, учитывает тренды на рынке труда и изменения в законодательстве.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Обязательные социальные гарантии
В Трудовом кодексе РФ перечислены преимущества и льготы, которые работодатели России обязаны предоставлять своим сотрудникам:
обязательная медицинская страховка (в виде страховых взносов в систему ОМС);
оплачиваемый отпуск;
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
оплата больничных;
оплата командировочных расходов;
пенсионные взносы;
выплата сверхурочных;
выходное пособие при сокращении;
гарантии комфорта и безопасности труда.
Перечисленные выше гарантии обычно не являются частью соцпакета с точки зрения закона, но являются ею по определению (ведь предоставляются сверху, бонусом к зарплате). И всё же ниже мы будем говорить о том, что выходит за рамки обязательного и предусмотренного законом, — соцпакете в привычном понимании, который работодатели описывают в вакансиях.
Зачем нужен соцпакет
Помогает привлекать талантливых сотрудников, выгодно выделяет на фоне конкурентов.
Повышает удовлетворенность сотрудников работой, тем самым способствует их долгосрочному сотрудничеству с компанией.
Положительно влияет на мотивацию команды, усиливает вовлеченность в работу, вдохновляет работать лучше, продуктивнее (если при достижении KPI количество опций в соцпакете увеличивается).
Способствует тому, что работники с меньшей вероятностью уйдут в поисках лучших условий. Тем самым снижает расходы на поиск, обучение и адаптацию новых кадров.
Поддерживает культуру заботы и взаимной поддержки в компании, улучшает атмосферу в коллективе.
Помогает сотрудникам снизить стресс (когда речь о медицинской страховке, компенсации фитнеса или дополнительных выходных), в результате чего они реже болеют и лучше работают.
Укрепляет HR-бренд работодателя.
Таким образом, соцпакет — это не просто статья расходов, но стратегический инструмент, способствующий росту и развитию бизнеса.
Что может входить в соцпакет
Согласно опросу, проведенному сервисом Работа.ру в 2024 году, 44% компаний в России предлагают своим сотрудникам соцпакет. Чаще всего в него входит материальная поддержка в разных жизненных ситуациях (73%), предоставление ноутбука, мобильного телефона или планшета (48%), возможность удаленной работы (38%), ДМС (31%) и служебный транспорт (31%).
На практике выбор вариантов очень широкий, и у работодателей есть возможность создавать уникальные комбинации, опираясь на интересы и потребности своих сотрудников.
Забота о здоровье и благополучии
Медицинское страхование (ДМС):
  • страхование здоровья,
  • стоматологическое обслуживание,
  • программы профилактики здоровья,
  • страховка для семьи.
Программы психологической поддержки:
  • консультации психолога,
  • антистресс-программы,
  • помощь в кризисных ситуациях,
  • доступ к онлайн-курсам для психоэмоциональной поддержки.
Спортивные мероприятия и фитнес-программы:
  • абонементы в спортивные клубы,
  • подписки на фитнес-платформы и приложения,
  • организация корпоративных спортивных мероприятий.
Образование и развитие
Обучение и тренинги:
  • внутренние тренинги,
  • оплата внешних курсов,
  • оплата переквалификации,
  • программы повышения квалификации,
  • обучение новым технологиям и методикам,
  • семинары и мастер-классы для личностного роста,
  • программы менторства и наставничества.
Стимулирование дополнительного образования:
  • оплата обучения в вузах и на специализированных курсах,
  • получение сертификатов и дипломов,
  • компенсация покупки учебной литературы.
Work-life balance
Дополнительные выходные:
  • оплачиваемые выходные в период между майскими праздниками,
  • дополнительные выходные летом,
  • оплачиваемые выходные за особые достижения.
Гибкий график и формат работы:
  • гибкое начало дня,
  • гибридный формат работы,
  • оплачиваемые коворкинги.
Саббатикал:
  • неоплачиваемый — продолжительностью 1 месяц спустя 3–4 года работы в компании;
  • оплачиваемый — продолжительностью 3–6 месяцев спустя 5 и более лет работы в компании.
Особые привилегии
Бонусы за лояльность:
  • дополнительные дни отпуска,
  • подарки на дни рождения, юбилеи, рождение детей.
Поддержка семей сотрудников:
  • гибкий график для родителей маленьких детей,
  • компенсация оплаты детского сада,
  • путевки в детские лагеря,
  • путевки в санатории,
  • новогодние подарки детям сотрудников,
  • материальная помощь при рождении ребенка, вступлении в брак, смерти близких.
Компенсация расходов на связь или интернет:
  • компенсация расходов на связь (корпоративные тарифы),
  • компенсация расходов на интернет.
Компенсация транспортных расходов:
  • компенсация стоимости проездных,
  • оплачиваемые билеты на отдых,
  • корпоративный транспорт,
  • корпоративное такси,
  • компенсация затрат на бензин.
Корпоративные скидки и бонусы:
  • скидки на собственную продукцию и услуги,
  • скидки на товары и услуги компаний-партнеров,
  • билеты в театр,
  • подарки сотрудникам на личные праздники.
В вакансиях иногда употребляется термин «расширенный соцпакет». На практике это обычный маркетинговый ход, так как стандартного или полного соцпакета с точки зрения законодательства не существует. Впрочем, внимание кандидатов такой термин, скорее всего, привлечет.
Почему некоторые опции не работают
Все люди разные: то, что одни сочтут привлекательным, других оставит равнодушным. Когда одни сотрудники обрадуются дополнительным дням отпуска, другие предпочтут тринадцатую зарплату.

Наряду с очевидной причиной, приведенной выше, есть и другие, из-за которых опции соцпакета не будут работать на удовлетворенность и лояльность сотрудников.
Несоответствие ожиданиям
Если бонусы слишком маленькие или выплачиваются «по настроению» руководителя, люди сочтут их формальностью (а то и оскорблением достоинства). Если в аналогичных компаниях, например, в IT-отрасли, сотрудникам компенсируют расходы на фитнес и изучение английского языка, а ваша компания организовала в офисе детскую комнату с оплачиваемой няней-воспитателем, команда может быть разочарована.
Неэффективная коммуникация
Если сотрудники не понимают, как именно могут воспользоваться той или иной опцией соцпакета, а то и вовсе не знают, что у них есть возможность ею воспользоваться, — можно смело утверждать: эта опция не работает.
Отсутствие выбора и индивидуального подхода
Социальный пакет, который не учитывает индивидуальные предпочтения сотрудников, может быть неэффективным. Например, стандартная медицинская страховка может не подходить всем категориям сотрудников, среди которых есть молодые специалисты, семьи с детьми или предпенсионеры.
Перегрузка опциями
Слишком много вариантов льгот и бонусов может привести к путанице. Если сотрудники не понимают, какие опции действительно полезны для них и в каких комбинациях ими можно воспользоваться, они будут игнорировать соцпакет.
Противоречие ценностям
Если компания пытается стимулировать сотрудников работать сверхурочно, предлагая за это бонусы, такой соцпакет будет вызывать смешанные чувства в тех, кто во главу угла ставит баланс работы и личной жизни.
Что люди хотят видеть в пакете
Чаще всего люди хотят, чтобы соцпакет предполагал:
разнообразие опций и возможность выбора из них;
поддержку компанией баланса между работой и личной жизнью: удаленный или гибридный формат работы, гибкий график, дополнительные дни отдыха или отпуска, оплачиваемые дни ухода за детьми или пожилыми родственниками;
инвестиции компании в развитие и обучение своих сотрудников: оплату курсов, тренингов, семинаров и других образовательных программ, которые позволят им расти как профессионалам;
поддержку физического и психоэмоционального здоровья — в виде медстраховки, программ по психоэмоциональной поддержке, занятий спортом или йогой;
публичное признание достижений и поддержку лояльности: бонусы и опционы за долгую работу в компании, корпоративные пенсионные программы, льготную ипотеку.
Согласно опросу, проведенному сервисом Работа.ру в 2024 году, самыми популярными у кандидатов и ценными для сотрудников опциями соцпакета являются ДМС (71%), годовые бонусы и премии (65%), компенсация транспортных расходов (48%), дополнительные дни отдыха (36%) и компенсация расходов на мобильную связь (32%).
Что влияет на ожидания сотрудников
Сколько нормально тратить на питание по мнению соискателей
Согласно опросам, большинство соискателей и сотрудников считают, что компания должна компенсировать от 250 до 500 рублей в день на питание в зависимости от региона и должности. В крупных городах сумма компенсации может быть выше из-за более высоких цен на еду.

Чтобы гарантированно попасть в ожидания, предоставляйте гибкие варианты:
компенсацию расходов на еду (денежная надбавка к зарплате);
бесплатные горячие обеды и полезные перекусы в офисе;
корпоративные карты для оплаты питания;
скидки на питание в близлежащих кафе и столовых;
ежемесячную сумму на балансе онлайн-доставки еды.
Как сформировать эффективный соцпакет
Определите потребности сотрудников
Опросите сотрудников: узнайте о пожеланиях к соцпакету, чтобы понять, какие льготы для них наиболее важны. Выделите ключевые запросы, такие как медицинская страховка, гибкость в графике или возможность работать удаленно.
Учитывайте особенности компании
Оцените финансовые возможности компании и ее размер. Разработайте пакет, который будет соответствовать бюджету, но не ущемлять потребности сотрудников.
Применяйте дифференцированный подход
Разделите соцпакет на несколько уровней, учитывая возрастные, профессиональные и региональные различия, а также статус сотрудников, продолжительность и успешность их работы в компании. Например, молодым специалистам предложите гибкий график, обучение и карьерный рост, более опытным — программы медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения.
Обеспечьте вариативность
Позвольте сотрудникам выбирать из ряда опций. Сформулируйте внятные принципы, как выбирать и комбинировать составляющие соцпакета.
Не ограничивайтесь общепринятыми стандартами
ДМС сам по себе прекрасен, но сотрудники будут выше ценить компанию, если она предложит им еще и возможность получать консультации психолога или предоставит доступ к программам стресс-менеджмента.
Регулярно пересматривайте соцпакет
Проводите опросы нынешних и бывших сотрудников, а также интересных вам кандидатов. Анализируйте привлекательность предложенных льгот и их эффективность для бизнеса (сопоставляя с бизнес- и HR-метриками). Обновляйте соцпакет с учетом трендов на рынке труда.
Как сделать пакет еще более привлекательным: лайфхаки
Подключите партнерские программы. Так вы не только обогатите соцпакет вариантами, но и поддержите локальный бизнес. Кроме того, как бы цинично ни звучало, скидки и льготы будут стимулировать потребление, которое необходимо будет оплачивать и ради которого люди будут лучше и больше работать.
Не забывайте о поддержке в кризисных ситуациях: матпомощь, оплачиваемые выходные или психологические консультации, предложенные в нужный момент, надолго повысят лояльность и вдохновят рассказывать о достоинствах компании знакомым и в соцсетях.
Проявляйте заботу не только о здоровье, но и о благополучии и уровне энергии людей. В дополнение к стандартной страховке, призванной починить то, что сломалось в организме, стимулируйте сотрудников заботиться о себе. Компенсируйте занятия спортом, оплачивайте приложения для осознанности и медитации, приглашайте тренеров по продуктивности и бережному тайм-менеджменту.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.