Тестовое кандидатам: как составить и когда давать
Фантастическое резюме не всегда гарантирует, что кандидат достаточно компетентен. Поэтому желание дать тестовое задание вполне обоснованно. Но есть нюансы, а именно: каким это задание должно быть, чтобы соискатель не «испугался»? сколько времени оно должно занять? а есть ли ситуации, когда вообще не нужно давать тестовое?
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Кому стоит давать тестовое, а кому нет
Таким образом можно оценить знания и навыки практически любого кандидата. Главное — чтобы у руководителя или коллеги будущего сотрудника было время проверить результаты.

Чаще всего тестовые задания предлагают:

  • digital-специалистам — копирайтерам, редакторам, продакт-менеджерам, таргетологам, верстальщикам;
  • переводчикам;
  • PR-специалистам;
  • дизайнерам, архитекторам;
  • программистам и разработчикам, UX-/UI-специалистам;
  • онлайн-преподавателям.
Обычно у таких людей есть портфолио. И его достаточно, чтобы изучить задачи, над которыми человек трудился, понять уровень и стиль. Но в портфолио обычно размещают самые сильные примеры. Кроме того, многие работы (тексты, дизайн, реклама) — результат труда команды, а не одного сотрудника. Совместимость кандидата именно с вашей компанией — отраслью, темпом, спецификой деятельности — по портфолио оценить сложно. И наконец, всегда есть вероятность, что работы, размещенные в портфолио, выполнил кто-то другой, а не соискатель.
Будьте готовы к тому, что кандидат задаст уточняющие вопросы по тестовому заданию. Это хороший признак! Найдите время, чтобы на них ответить, или попросите коллег/руководителя будущего сотрудника.
Кому тестовые задания не нужны
Хирургам, психотерапевтам, инженерам и многим другим специалистам, о профессионализме которых гораздо лучше, чем тестовое, скажут дипломы и сертификаты, стаж, лицензии, рекомендации или испытательный срок.
Топовым и редким специалистам, которые регулярно получают предложения о работе и которых вы пытаетесь «схантить».
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Когда давать тестовое задание
Обычно задание дают, когда резюме уже изучено, телефонный скрининг или собеседование с эйчаром уже состоялись, но до второго этапа собеседования или встречи с руководителем кандидат еще не дошел. Это позволит заранее отсеять очевидно неподходящих кандидатов, «продать» интересным кандидатам вакансию (и показать им, что необходимо подойти к выполнению задачи вдумчиво) и сэкономить время на проверку. А руководитель сможет поговорить с кандидатом более предметно — опираясь на результаты его тестового задания.

Встречаются и другие мнения о лучшем времени для тестового задания:
Раньше я предлагала тест в момент, когда мы с кандидатом уже пообщались: я рассказала о компании, соискатель — о себе и затем мы переходили к тесту. Сейчас даю задание сразу. Для меня важно, как человек реагирует на него, какие вопросы задает, пока обдумывает ответ, быстро ли понимает, что именно от него требуется, и вообще адекватен ли. А по выполненному тесту еще до начала общения видно, чему человека предстоит учить, с чем могут возникнуть проблемы.
Татьяна Торощина, генеральный директор мебельной компании Beloni
Важно понимать: если вы предлагаете тестовые задания всем, кто откликнулся на вакансию, то придется проверять ответы заведомо неподходящих кандидатов.
Как составить тестовое задание
Тестовое задание проверяет не только общий профессионализм кандидата, но и скорость работы, принципы мышления и подход к решению нестандартных задач.
1
Составьте чек-лист компетенций, которыми должен обладать специалист.
2
Обсудите типичные задачи будущего сотрудника с его предшественником, коллегой и руководителем. Выделите простые и сложные.
3
Включите в тестовое задание одну-две простые задачи и хотя бы одну посложнее. Убедитесь, что человеку придется использовать именно те компетенции, которые указаны в чек-листе.
4
Сформулируйте критерии оценки сложной задачи. Очевидно, что единственно верного решения нет и быть не может, но опишите, что именно ожидаете: например, список из трех — пяти идей или гипотез, примерный план работ или алгоритм, по которому человек решал бы задачу «в полевых условиях».
5
Дополните задачи информацией, которая может понадобиться или необходима для их решения. Либо укажите, как и где кандидат может получить нужные данные сам (особенно если работа в рамках частичной неопределенности — норма для специалиста).
6
Если профессия творческая или организаторская, то составьте задание так, чтобы у кандидата была возможность выбирать способ решения: например, автору статьи позвольте свободно определить, как именно «нативно» вписать рекламную ссылку или рассказать о продукте, а PR-специалисту — самостоятельно предложить разные варианты и площадки для освещения инфоповода.
7
Уточните у действующих сотрудников, сколько времени уходит на выполнение типовых задач, и установите аналогичный срок для выполнения тестового. Соблюдение сроков — признак дисциплинированности и ответственности кандидата. При этом учитывайте, что многие соискатели откликаются на интересные вакансии, продолжая работать на прежнем месте, — гуманно будет дать время с запасом.
8
Опишите регламент: в каком виде нужно прислать выполненное задание, что написать в теме письма и т. д. Это покажет, насколько кандидат внимателен к деталям.
Выполнение тестового задания должно занимать не более двух-трех часов: неоплачиваемая объемная работа отпугнет специалистов.
В нашей компании есть несколько вакансий, предполагающих тестовое задание. Например, будущим юрисконсультам, помимо тестирования во время собеседования и моделирования реальных кейсов из нашей практики, мы предлагаем рассмотреть договор и указать на спорные, по их мнению, моменты. Так мы оцениваем профессионализм кандидата, скорость реакции и вариативность мышления.
Анна Бочарова, HR-менеджер направления 1С ГК «Компьютеры и сети»
Многие кандидаты боятся, что работодатель будет бесплатно использовать результаты их труда (статьи, дизайн, код, расчеты, конкурентный анализ) или идеи (по увеличению продаж, продвижению на рынке нового продукта). Чтобы снять эти опасения, предложите человеку совершенно гипотетическую или уже решенную задачу.
Видеопродакшен — это микс творчества и технологий. Чтобы найти хорошего продюсера, мы используем три типа заданий. Первый — простые вопросы в гугл-таблице. С этим заданием 60% кандидатов не справляются из-за незнания работы с облачными решениями. Соискателю важно учитывать те условия, которые выставляет ему работодатель. Если мы указываем, что информацию нужно отправить в мессенджере, а человек отправляет электронное письмо или звонит, то «проверку на адекватность» он не проходит. Второй тип заданий — практические. Например, высылаем готовое видео и кандидату нужно составить по нему смету и календарно-постановочный план (а мы при этом оцениваем организаторские компетенции). Третий тип заданий — творческие. Чтобы понять задатки креатора и насмотренность человека, мы просим подобрать референсы (варианты решения) к определенному кейсу: для съемки видеоурока для школы стилистов или для съемки ролика к продуктовой конференции IT-компании.
Анна Хлебникова, основатель Videoset-insta
Категорически нельзя:
Копировать шаблонные задания из интернета: соискателям будет скучно их выполнять, специалистам — неинтересно проверять, а результаты не дадут ответа на вопрос, подойдет ли человек для работы именно в вашей компании.
Предлагать человеку задание, не соответствующее уровню его профессионализма. Если «мидл» получит тест, подходящий «джуниору», то вы не сможете объективно оценить возможности кандидата. Кроме того, у человека сложится неверное представление о том, какие задачи ему предстоит решать в вашей компании.
Составлять слишком большие или сложные задания — просто отпугнете всех соискателей.
Оставлять людей без обратной связи, даже если они не подошли: со временем соискатели могут вырасти и стать интересными для компании, но на ваши вакансии они уже не откликнутся.
Нужно ли оплачивать тестовое задание
Если перед вами стоит задача найти редкого специалиста или человека с серьезным опытом и навыками, то тестовое задание может получиться объемным и сложным. В этом случае нужно обсудить с руководством оплату тестового задания. Вариантов несколько:

  • задание будет оплачено, если кандидат выполнит все условия;
  • задание будет оплачено, если кандидата в результате примут на работу;
  • задание будет оплачено в любом случае.
Даже если задачи гипотетические, серьезные претенденты на работу могут предложить интересные идеи, поделиться инсайтами, задать направление для пересмотра регламентов и подходов к делу.
Не платить за выполнение тестового задания можно в трех случаях:

  • оно простое и требует от соискателя не более 30−60 минут умственных усилий;
  • оно предназначено для новичков без опыта и вам нужно лишь выяснить, насколько они толковые, мотивированные и адекватные;
  • ваша компания — лидер рынка, входит в топ отраслевых рейтингов и списки работодателей мечты.
Приведу примеры необычных тестовых заданий, которые мы предлагали кандидатам. Специалиста по тестированию мы просили ответить на вопрос «Как вы поймете, когда цена билета на самолет оптимальная?». Начинающего продакт-менеджера спрашивали: «Сколько девушек в Нижнем Новгороде сегодня надели короткую красную юбку?» Многие наши вакансии предполагают, что сотрудники регулярно будут сталкиваться с уникальными задачами, которые на рынке решаются впервые. На примере тестовых задач мы видим, способен ли кандидат выходить из зоны комфорта, какие задает вопросы, как и какую информацию будет искать и использовать (гаджетами пользоваться запрещено), как будет защищать результат. В процессе решения мы подбрасываем дополнительные вводные — чтобы увидеть, насколько быстро кандидат адаптируется и как принимает решения в условиях регулярных изменений. И кстати, если кандидат взялся за такое задание — это уже хорошо.
Егор Ковалевич, HRD сервиса по поиску подработки GigAnt
Как оценивать тестовое задание
Предварительный этап
Убедитесь, что выполненное задание соответствует «формальным» критериям качества — по срокам, объему, техническим деталям (таким как «прислать в PDF-формате»). Обратите внимание, полные ли ответы на вопросы дал кандидат, за сколько времени до дедлайна он отправил задание.
Основной этап
Оценку должен проводить специалист: предшественник, коллега или руководитель будущего кандидата. Он изучает качество выполнения — вдумчивость и глубину ответов, внимание к деталям. Признаки качества в каждой профессии разные: отсутствие воды в текстах, точность перевода с учетом контекста, эстетика дизайна, логика и краткость кода.
Кандидатов будет проще сравнивать, если вы предложите проверяющему выставлять тестовым заданиям оценки по единой шкале.
Заключительный этап
Спросите оценивающего специалиста о допущенных кандидатом ошибках и неточностях. Если они критичны — уточните, легко ли будет обучить человека.

Попросите также выделить две-три особенности каждого выполненного задания: например, что показалось нестандартным, удивило, порадовало, разочаровало, зацепило. Опираясь на эти моменты, вы вместе с руководителем выберете из авторов лучших заданий того или тех, с кем будет интересно общаться дальше.
Бонусный этап
Этот этап необязательный, но полезный. Обсудите тестовое задание с кандидатом на собеседовании, послушайте ответы и понаблюдайте за реакциями: адекватно ли человек воспринимает критику, рад ли обратной связи, предлагает ли на ходу альтернативные подходы и решения. Вы увидите, насколько убедительно он презентует свою работу и аргументированно ли ее защищает.
Хорошее тестовое задание:
Условно процесс можно разбить на восемь этапов:
проверяет не только профессионализм кандидата, но и его подход к работе;
составлено на основе задач, которые сотруднику придется решать;
можно выполнить за два-три часа;
предполагает обязательную обратную связь, даже если по его результатам вы не готовы предложить человеку работу.
Читайте также:
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Иллюстрации: giphy.com