«В госкомпаниях нет интересных задач», «в IT-отрасли успешно трудятся только мужчины», «в розничных магазинах огромная текучка и линейные должности" — знакомые стереотипы? Из-за них компаниям действительно сложно привлекать специалистов. Начальник управления развития HR-бренда торговой сети «Пятёрочка» Наталья Белоусова поделилась опытом, как развенчивать мифы о своей компании, чтобы нанимать лучших профессионалов.
Стереотипы мешают HR-бренду — что делать? Опыт «Пятёрочки»
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Стереотипы о ретейле
Существует два вредных убеждения:
1
Ретейлинговым компаниям требуются в основном низкоквалифицированные работники.
2
Работа в ретейле временная. Она нужна, чтобы получить первую запись в трудовой книжке или переждать вынужденный перерыв в основной работе.
Но это мифы. Около 80% сотрудников «Пятёрочки» имеют высшее образование. В логистике трудятся мужчины в возрасте 20−35 лет, большинство окончили профильные учебные заведения и получили квалификацию. В среднем люди проводят по одному-три года на одной должности, а затем примерно 30% из них получают повышение. Многие директора распределительных центров начинали с линейных позиций операторов склада.

Ретейл — не только розница, но и офисы, где работают эксперты из менеджмента, маркетинга, PR и HR. А еще IT-специалисты — в «Пятёрочке» они занимаются в основном big data.
Правда о ретейле
Трудиться в ретейле означает постоянно общаться с клиентами, а это довольно сложно: у покупателя может быть плохое настроение — и он идет на конфликт. Для работы с людьми необходима высокая стрессоустойчивость. Чтобы поддержать сотрудников, «Пятёрочка» дает каждому — и директору в офисе, и продавцу-кассиру — возможность пользоваться телемедициной и обращаться к психологу за счет компании.
Как изменить отношение к бренду
Все компании работают над тем, чтобы сотрудники общались с клиентами вежливо. Однако форс-мажоры случаются, и огрехи ретейла люди замечают очень быстро, так как ходят в магазины регулярно. Это также может отталкивать кандидатов: никому не хочется поддерживать плохой сервис.

Поэтому так важно следить за качеством обслуживания и создавать регламенты, как работникам следует общаться с покупателями и вести себя в различных ситуациях.
Еще три важных инструмента, которые помогают ретейлу бороться со стереотипами и меняться к лучшему:
Контроль розничных операций. Это подразумевает работу с комментариями и отзывами на интернет-площадках, жалобами, анализ данных по очередям в магазинах и т. д.
PR и маркетинг. Рекламу, программы лояльности и другие сообщения нужно объяснять понятными словами и на простых примерах.
Бренд-позиционирование. Важно сотрудничать с лидерами мнений в нужном сегменте; участвовать в интервью и конференциях, где можно поделиться опытом с коллегами из смежных областей; выпускать печатную продукцию; организовывать мероприятия для клиентов и поставщиков; присутствовать в соцсетях.
Все ретейлеры, чье основное направление — B2C, находятся в очень конкурентной среде. Чтобы компания росла, бизнес приносил доход, а квалифицированные специалисты были готовы прийти к вам на работу, недостаточно выгодных цен: нужны вежливые сотрудники, приятная атмосфера в магазинах, социальные программы (например, помощь нуждающимся, помощь в поиске пропавших людей), мероприятия для молодежи.
Как заинтересовать соискателей
Открытость. Один из сильных трендов последних нескольких лет — работа с молодежью. За внимание этой аудитории сражаются все компании. Ретейлеры проводят стажировки и в офисе, и в рознице, организуют программы наставничества. Очень важна обратная связь — мы всегда спрашиваем своих выпускников, что нужно сделать, чтобы «Пятёрочка» стала лучше.
Гибкий график и частичная занятость. После пандемии это условие стало популярным, особенно для соискателей в возрасте 20−25 лет, пенсионеров и женщин в декрете.
Строгое соблюдение ТК и социальный пакет. Компания может ввести дополнительные бонусы для сотрудников, например специальную страховку на случай производственных травм.
Сильная корпоративная культура. Пользу принесут не только корпоративы, но и командообразующие тренинги, спортивные и творческие мероприятия, активности для детей.
Обучение и карьерный рост. В прошлом году мы проводили внутреннее исследование вовлеченности, в котором участвовало 105 тысяч человек. Оказалось, что карьера находится на третьем-четвертом месте из 10 в списке того, чего люди ждут от работы: они хотят работать в компаниях, где можно быстро получить повышение. У «Пятёрочки» есть специальное мобильное приложение, в котором сотрудники могут предлагать себя на свободные позиции, проходить обучение по разным специальностям и сдавать экзамены. Тех, кто хорошо справляется с испытанием, мы добавляем в кадровый резерв по направлению, которое они выбрали.
Как бороться со стереотипами на собеседовании
Бывает, компания готова сделать хороший оффер, но на собеседовании становится ясно: у кандидата есть предубеждения против работодателя.

Внимательно отнеситесь к вопросам, которые задает кандидат, чтобы понять причины его беспокойства, и развейте сомнения. Отвечайте честно, акцентируйте внимание на важных для человека вещах, расскажите о жизни компании, корпоративной культуре и карьерном развитии. Активная позиция HR и нанимающего менеджера здесь особенно важна.
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Иллюстрации: giphy.com