Как выбрать и нанять лучшего кандидата среди хороших
После всех этапов отбора в финал вышли сразу несколько хороших кандидатов. Казалось бы, новость отличная. Но если вам нужен только один новый сотрудник — возникает проблема. Как выбрать лучшего среди сильных специалистов? Разбираемся в статье.
Инструкция для эйчаров и предпринимателей
14 марта 2023 года
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
В подготовке материала участвовали:
Ирина Анисимова, менеджер команды «Логистика, производство, нефтегаз» рекрутинговой компании Get experts;
Наталия Улискова, руководитель группы подбора крупного маркетплейса.
А часто ли так бывает?
Если коротко: да, часто. Но опыт у рекрутеров разный, как и ситуации, в которых к моменту выбора «финалиста» остается несколько кандидатов.
Чем выше роль, шире зона ответственности и очевиднее запрос на уникальную экспертизу — тем меньше подходящих кандидатов на рынке. А вот на стартовых или линейных вакансиях мы получаем много откликов от «достаточно хороших» кандидатов, имеющих похожий опыт и отличающихся лишь названием компаний, где они работали, и образованием. Например, специалисты по продаже товаров и услуг, клиентскому сервису, из сферы обслуживания, административного блока. Именно поэтому важно подобрать верные инструменты оценки кандидатов при отборе.
Ирина Анисимова
Сегодня на рынке труда есть кандидаты на любой запрос и бюджет. В крупных городах их выбор обычно шире, чем в небольших. Мой опыт показывает, что быстрее всего можно нанять линейный персонал. Кандидатов много, требования гибкие. Нужна лишь понятная воронка: кого ищем и как отбираем. А вот с экспертами сложнее. Не всегда есть инструменты, которые помогают в должной мере оценить прикладные навыки. Требуется больше усилий, чтобы понять соответствие кандидатов роли, — и потому многие «выходят в финал».
Наталия Улискова
Как выбрать лучшего из лучших
Есть несколько способов оценить человека:
интервью с HR-командой,
интервью с непосредственным руководителем,
ассесмент-центр,
решение бизнес-кейса,
психологическое тестирование,
сбор рекомендаций с нескольких мест работы.
Они используются в комплексе, и их набор зависит от роли и профиля кандидата. Поэтому в статье мы несколько упростили решение этой задачи.
1. Сузьте воронку на старте
Еще до начала отбора оцените вероятность того, что на входе воронка будет широкой. Подумайте, как вы можете сузить ее, чтобы на собеседование попадали наиболее подходящие кандидаты.
Для того чтобы оценить количество «достаточно хороших» кандидатов, проясните, кого вы ищете и есть ли такие на рынке. Определите профиль должности, сформируйте предложение и сверьтесь с рынком. Вам нужны ответы на следующие вопросы:

  • «Я понимаю, кого ищу? Удалось ли предельно точно описать этого кандидата в вакансии?»
  • «Есть ли такие кандидаты на рынке?»
  • «Соответствуют ли наши условия ожиданиям рынка?»
Наталия Улискова
Итак, вы тщательно подготовились, провели отбор — и теперь вашего решения (или решения заказчика) ждут сразу несколько успешных кандидатов. Что дальше?
2. Скорректируйте этапы отбора
Изначально не рассматривайте собеседование как итоговый экзамен. Если понадобится, позовите человека еще раз. А порой можно сразу запланировать несколько собеседований.
Первое интервью — лишь начальный этап отбора, в большинстве случаев он не дает и 40% полной оценки кандидата. Наши клиенты, как правило, проводят не менее трех — пяти этапов отбора, например ассесмент-центры, тестирования (как на профессиональные темы, так и на психологические, IQ-тесты), подготовку бизнес-презентаций, знакомство с командой, неформальную встречу с будущим руководителем за чашкой кофе.
Наталия Улискова
3. Запросите рекомендации
…но держите в уме, что это не всегда надежный способ узнать о кандидате правду: вы лишь расширяете свое представление о нем.
Рекомендации, взятые у бывших руководителей и коллег с нескольких мест работы, иногда позволяют понять истинную причину ухода кандидата с предыдущего места или узнать информацию, которую тот усиленно скрывает.
Ирина Анисимова
Я иногда запрашиваю рекомендации на прошлом месте работы, но не очень верю в их правдивость. Были случаи, когда работодатель намеренно очернял или, наоборот, излишне превозносил работника.
Наталия Улискова
4. Составьте таблицу соответствия критериям
Любые визуальные представления — схемы, майнд-карты или таблицы — позволяют внести ясность, не упустить важное, структурировать информацию, сделать ее более объективной.
Я учитываю соотношение профиля кандидата с запросом клиента: начиная от базовых требований и заканчивая совпадением ценностных ориентиров, перспективами развития в компании. Важно: критерии отбора у клиента имеют разный вес и приоритет. Результат не выглядит как таблица. Мы в компании даем развернутый комментарий по каждому кандидату: побеждает тот, у кого совпадений с запросом клиента больше.
Ирина Анисимова
Я веду учет кандидатов в CRM или в таблице, фиксирую важное, дополняю заметками, потому что из памяти информация быстро испаряется.
Наталия Улискова
Если вы склонны к математическому решению проблем или сомневаетесь в своей объективности, попробуйте составить рейтинговую таблицу:
продумайте критерии отбора и проставьте каждому вес,
оцените каждого кандидата на соответствие критериям,
подсчитайте итоговую оценку с учетом весов,
отсортируйте по убыванию или возрастанию оценки.
Такой рейтинг не обязательно станет ответом на вопрос, но он поможет «разложить по полочкам» абстрактные представления о кандидатах.
5. Прислушайтесь к интуиции
…но не превращайте ее в решающий аргумент.
Мой опыт показывает, что игнорировать интуицию нельзя и стоит ее рассматривать как дополнительный способ оценки кандидата.
Ирина Анисимова
Я не люблю принимать эмоциональные решения, не основанные на фактах. Много раз видела, как заказчик, опираясь на интуицию, наделяет кандидата несуществующими компетенциями, а потом с горечью его увольняет.
Наталия Улискова
6. Проведите повторное собеседование
Во-первых, одной встречи с человеком недостаточно, чтобы утверждать, что вы его поняли, знаете, чувствуете. В зависимости от контекста ситуации кандидаты «проявляются» по-разному. Во-вторых, дополнительное собеседование позволит копнуть глубже, усложить специалисту задачу.
При найме сотрудников мы приглашаем их на повторное интервью через несколько дней: обсудить дополнительные темы и ответить на вопросы, которые могли у них появиться после первой встречи. Второе собеседование часто проходит в формате бизнес-презентации, которую кандидаты готовят заранее. Наши клиенты могут пригласить кандидата повторно на очную встречу в офис для знакомства с генеральным директором или расширенным составом менеджмента. Такие встречи — полезный инструмент, чтобы исключить возможные сомнения у обеих сторон.
Ирина Анисимова
Я сторонник минимум двух встреч с кандидатом: первая — знакомство, вторая — более глубокая оценка. На первой встрече кандидат может хорошо продавать свой опыт, выигрывать по сравнению с менее релевантными конкурентами. На повторной встрече мы уже детально обсуждаем опыт, навыки и человек может раскрыть себя с неожиданной стороны.
Наталия Улискова
7. Дайте тестовое задание
Существует две «классические» причины добавить тестовое задание в инструменты отбора.
На входе воронки большой поток соискателей, но на дополнительные вопросы отвечают лишь мотивированные. Чтобы не тратить время на рассылку заданий вручную, можно настроить автоответ.
Вакансия требует определенных навыков, без которых человек не справится с работой.
Но иногда даже после тестов сложно сделать выбор. На экспертные, руководящие или популярные у соискателей позиции допустимо предложить дополнительное тестовое задание.
Лично я, отбирая людей в команду, даю кандидатам небольшие задания, которые они должны выполнить в моем присутствии. Оцениваю скорость обработки информации, вариативность и юмор в решении задач.
Наталия Улискова
8. Провести экскурсию
Казалось бы, это вообще не инструмент оценки, а способ заинтересовать кандидата — но многое зависит от того, как именно вы это организуете.
На производственных ролях кандидатам часто предлагают приехать на площадку или фабрику. Там могут провести один из этапов собеседования, а также показать оборудование и производственный комплекс.
Ирина Анисимова
Для кандидатов-финалистов я рекомендую проводить экскурсию по офису, отделу. Покажите задачи, обрисуйте сложности и объемы, познакомьте с будущими коллегами. При этом отслеживайте реакцию человека и задавайте себе вопросы: «Готов (-а) я с ним работать каждый день? На мой взгляд, готов ли он?».
Наталия Улискова
Как упростить себе задачу: мини-чек-лист
Задайте себе следующие вопросы о каждом кандидате.
«Обладает ли кандидат необходимыми знаниями и навыками, чтобы быть эффективным в работе?»
«Обладает ли кандидат такими качествами, как стрессоустойчивость и быстрая адаптивность к изменениям?»
«Ориентирован ли он на результат и на достижение высоких стандартов качества?»
Если в выборе сомневается заказчик, то помогите ему раскрыть для себя кандидата, сформулировать свою точку зрения. Помогут вопросы:
«Есть ли у кандидата требуемая экспертиза? Способен ли он выполнять предполагаемые обязанности?»
«Какой новый опыт и экспертизу этот кандидат принесет?»
«Какие чувства, эмоции он вызывает? Готов ли заказчик с ним работать?»
Чего точно не стоит делать:
бросать монетку или жребий;
вытаскивать резюме из стопки наугад («страховка от неудачников»);
просить выбрать постороннего человека или коллегу без экспертизы в рекрутинге и/или профессиональной области будущего сотрудника.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.