Елена Тимофеева
Автор
HR-дзен: как сохранить спокойствие на работе
В каждой профессии есть свои нюансы — и свои стрессы. Расскажем, что мешает эйчару работать и спать спокойно, а также как справляться со стрессом в моменте и постоянно.

В подготовке статьи нам помогли эксперты:

  • Екатерина Шевченко, HR business partner, Skyeng B2B;
  • Катерина Акман, в прошлом HR-специалист, сейчас бизнес-коуч и основатель международной академии бизнес-коучинга 2WIN.
3 тактических маневра и 7 стратегических инструментов
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Откуда берется стресс
В моей практике одной из самых стрессовых ситуаций стало «сложное» увольнение. Сотрудник понимал, что его приоритеты на тот период жизни — здоровье и личная жизнь. Эти приоритеты сильно сказывались на его результатах в течение длительного времени. Но когда речь начинала заходить про прекращение трудовых отношений, сотрудник уходил в сильный отказ.
Екатерина Шевченко
Вопреки стереотипам переговорные навыки нужны не только продажникам. Этот навык должен быть развит у логистов, снабженцев, юристов, маркетологов, HR-специалистов.
Татьяна Щепихина, руководитель отдела HR Новосибирского завода бытовой химии
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Отчего болит голова у эйчаров
Есть очевидные причины для головной боли:
сложности при поиске идеальных кандидатов — с горящими глазами и с потенциалом, готовых работать в условиях неопределенности;
огромное количество откликов, которые порой просто физически невозможно обработать;
непонимание руководством, какие именно специалисты нужны, — или нежелание это четко сформулировать;
ненадежность кандидатов, отказы от офферов в последний момент;
попытки сохранять баланс между потребностями бизнеса и потребностями отдельно взятого сотрудника;
частая оптимизация и рационализация организационной структуры, необходимость к ней адаптироваться;
чрезмерное количество задач, которое связано как со спецификой работы, ее разнонаправленностью, так и с экономией на сотрудниках HR-подразделения;
трудности с коммуникацией между сотрудниками, порой неоправданные ожидания, что эйчар поможет их все преодолеть и разрешит любые конфликты;
необходимость непрерывно балансировать между желанием людей развиваться и внедрением тех навыков и компетенций, которые окажут положительное влияние на результаты бизнеса;
обязанность увольнять сотрудников по инициативе работодателя, но против их воли, вопреки их планам на карьеру и жизнь;
неожиданные увольнения ценных специалистов по собственному желанию, когда возникает (порой неоправданное и нелогичное) ощущение, что именно эйчар где-то «недожал», что-то сделал недостаточно хорошо.
Если копнуть глубже, стресс у эйчаров вызывают причины более серьезные и системные.
Веская причина для стресса у эйчара — привязка к показателям, на которые сложно влиять. Взять хоть показатель эффективности подбора, то есть процент увольнения сотрудников на испытательном сроке. Считается, что если человек увольняется, то подбор проведен некачественно. Но увольнение зависит от многих факторов: организации процесса работы, обстановки в коллективе, личных качеств руководителя. И к сожалению, HR-специалисту не всегда удается на них влиять.

Некоторые руководители не считают HR-подразделение чем-то важным. Им сложно оценить или посчитать эффективность работы эйчаров, их влияние на прибыль компании — в отличие, например, от работы менеджеров по продажам. Бывает, HR-специалист выкладывается на 100%, но подтвердить это в цифрах ему нелегко.

Кроме того, на HR-подразделении часто экономят — у специалистов не хватает ресурсов, чтобы выполнять ключевые задачи. В итоге подбор, обучение и администрирование персонала занимают гораздо больше времени, чем выделяет руководство. От этого возникают переработки, которые приводят к стрессу.
Катерина Акман
Как эйчару «натренировать дзен»: работающие способы
В борьбе со стрессом есть тактики и стратегия. Тактики — инструменты и подходы, которые помогают прожить ситуацию, а затем завершить цикл стресса, чтобы он не навредил здоровью и психологическому состоянию. Стратегия — это комплекс целенаправленных действий, которые помогут спокойнее реагировать на стресс, смотреть на проблемы философски, а порой и вовсе находить удовольствие в том, чтобы идти навстречу непростым задачам.
Тактические маневры
Экспресс-самопомощь
Если авралы, конфликты, задачи, которые надо было сделать вчера, а также разборы «на ковре» у начальника случаются часто — стоит освоить инструменты, которые помогут успокоиться и начать рассуждать здраво. Лучший из них — дыхательные практики. Приведем пример одной.
Дыхание «квадратом»

Сделайте глубокий вдох и, пока вдыхаете, считайте про себя до четырех (лучше медленно, но соизмеряйте со своими возможностями). Задержите дыхание, снова посчитайте до четырех. Медленно выдыхайте и на выдохе считайте до четырех. Полностью освободив легкие от воздуха, не спешите вдыхать снова: сначала посчитайте до четырех. Спустя два-три цикла дыхания «квадратом» вы почувствуете себя гораздо спокойнее и увереннее.
Для быстрого восстановления душевного равновесия нужно снять физическое напряжение, расслабить мышцы. Помогут приседания, прыжки на месте, ходьба быстрым шагом, растяжка. Если нет возможности размяться и активно подвигаться — посжимайте эспандер, осознанно расслабьте челюсть, подвигайте ею, сделайте несколько поворотов головой в разных плоскостях.

Держите под рукой успокаивающие напитки: чаи с ромашкой, мелиссой, лавандой, мятой. Заранее соберите и включайте по необходимости плейлист со звуками природы или успокаивающей музыкой.
Решение конкретной проблемы
Порой достаточно «взять и сделать» или «сесть и решить»: как только стрессообразующий фактор исчезнет или проблема сменит статус на «в работе» — давление на психику снизится.
В ситуации самого сложного для меня увольнения мне помогли справиться понятные и привычные инструменты:

  • анализ и глубинное понимание мотивов людей;
  • комплексная обратная связь 360°;
  • анализ цифр, проговаривание фактов, фиксирование договоренностей.

Благодаря им с сотрудником удалось сохранить дружеские отношения, как рабочие, так и вне работы.
Екатерина Шевченко
После того как проблема будет решена или сменит статус, позаботьтесь о себе — можно энергично подвигаться, посмеяться или, наоборот, поплакать, поболтать с приятными вам людьми.
Юмор и умеренный эгоизм
Просто заставьте себя рассмеяться, а лучше — расхохотаться. Подпишитесь на каналы с котиками или добавьте в закладки короткие ролики с выступлениями стендап-комиков. Еще поможет уверенное проговаривание про себя или вслух следующих фраз:
«Я сделаю это завтра / подумаю над этим через час».
«Работа не волк, не кусается».
«Никогда не делай сегодня то, что начальник не попросит никогда».
Стратегические инструменты
Лидерская позиция
Человеку проще бороться с трудностями, когда он отдает себе отчет в том, что это его личный выбор, а не судьба, рок или вредный начальник.
Поделюсь советом как с точки зрения личного опыта, так и с позиции коуча: осознайте свою роль и займите позицию лидера. Огромное спасибо книге Дейва Ульриха «HR в борьбе за конкурентное преимущество»! Благодаря ей я перестала воспринимать себя как сотрудника поддерживающей функции, выполняющего типичные задачи, — и увидела бизнес-партнера, который способен нести ответственность за результаты компании. Это помогло найти контакт с руководством и внедрять решения, которые действительно влияли на бизнес.
Екатерина Шевченко
Дисциплина и ритуалы
Привычные действия или последовательность действий, в которых лично для вас скрыт особый смысл, помогают воспринимать трудности спокойно.
Организуйте рабочий процесс так, чтобы в расписании присутствовало время для собственного развития, подведения промежуточных итогов и рефлексии. Обязательно регулярно и самостоятельно сверяйтесь с ключевыми фокусами и стратегией.
Екатерина Шевченко
Расстановка приоритетов
Когда все вокруг «в огне», новые сотрудники нужны еще вчера, а нынешние интригуют, саботируют работу или выгорели — берите задачи по очереди, отключайте голову от всего, что «фонит», и просто делайте.
Даже если происходил аврал, я анализировала задачи и брала их в работу постепенно, по принципу приоритетности: от более важных к менее важным.
Также старалась понять, как предотвратить такую ситуацию: пробовала разработать систему или распланировать всё заранее.
Катерина Акман
Управление страхами
Состояние стресса могут вызывать осознанные или неосознанные страхи, например страх неудачи или страх перед открытым конфликтом, неготовность выражать «неудобное» мнение.
Научитесь распознавать собственные страхи, которые тормозят как вашу работу, так и процессы внутри команды. Шаг первый: заметьте страх в себе. Шаг второй: осознайте, что страх, о котором вы уже знаете, становится реальностью, которой можно управлять. Если страх глубинный, то его лучше проработать с психологом. Но порой достаточно сосредоточиться на мысли о том, что идеальных людей не существует. Любое событие — это опыт. Каждый человек, даже менеджер высшего звена, имеет право на ошибку.
Екатерина Шевченко
Благодарность
Эксперты уверены, что чувство благодарности связано с ощущением удовлетворенности жизнью и даже со здоровьем. Многие люди в череде нескончаемых дел забывают благодарить себя и окружающих за проделанную работу или просто за старания.
Чувствовать себя спокойнее помогает дневник благодарности. В одной из компаний, где я работала, такой инструмент внедрили в корпоративный портал. Это не только оживило и разнообразило сам портал, но и помогло сотрудникам начать замечать, как много они делают в течение рабочего дня.
Екатерина Шевченко
Антистресс-хобби
Даже 20 минут, но каждый день, проведенные за пением (активным, в полную силу), рисованием акварелью или простым карандашом, вязанием, за антистресс-раскраской или дрессировкой собаки, заметно улучшат вашу сопротивляемость стрессу.
Забота о себе
Любые ваши попытки натренировать дзен обречены, если на них просто не хватит сил. Спите достаточно, отдыхайте чаще, питайтесь правильно, ограничьте употребление кофе и, конечно, регулярно практикуйте любимую физическую активность (и пусть весь мир снимает стресс с помощью бега, вашим способом может оказаться цигун или стрип-пластика).
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.